Речевые стратегии манипуляции
Скрытая манипуляция всегда есть способ подвести другого человека к нужной цели (реакции) в неявной форме. Основным условием для этого становится умение подстроиться. Так как голос является основным инструментом воздействия, то и роль правильного выбора речевой стратегии очевидна.
Прописная истина, или трюизм. Это не просто способ придать желаемое направление разговору, но возможность сразу же войти в доверие.
Примеры:
- Все эти олигархи хороши, но Чубайс - особенно сволочь...
- А погодка-то сегодня ревматическая...
- Разве ж может сегодня честный человек прожить на одну зарплату?
Связка предположения с действием. Этот прием позволяет внушить человеку мотив к действию так, что само действие хорошо замаскировано мотивом, и потому не воспринимается как прямой приказ либо попытка это действие навязать. Все дело в том, что нет прямого указания на действие.
Тут нужно точно подобрать словосочетание, в котором есть предположение, например, о двух действиях сразу - например: "если (...), то (...)".
Примеры:
- Когда пойдешь во двор, сорви там пару яблочек.
- Будешь гулять - мусор вынеси.
Связка с противопоставлением. В данном случае в логическую или временную связь ставятся понятия, ранее между собой не связанные.
Пример:
- Чем лучше ты будешь учиться на первом курсе, тем проще тебе будет на последнем.
Манипуляция здесь сводится к тому, что выполнение перво-вовсе не гарантирует второго.
Вопрос с подтекстом. Как правило, в одном вопросе содержится сразу два. Первый - чисто вспомогательный, а содержание второго и есть суть манипуляции.
Пример:
- Скажите, вы заметили, насколько моложе я выгляжу с момента нашей прошлой встречи?
Иллюзия выбора. Чрезвычайно распространенный вид. Возможность выбора в этом случае лишь декларируется - на деле же ее не предоставлено вообще.
Пример:
Когда от вас требуется подписание важного документа и вы пытаетесь сосредоточиться на нем, вам говорят: "Какой ручкой вы обычно любите подписывать документы, шариковой или чернильной?". "Шариковой". Мало того, что вам предлагают выбор без выбора у некоторых людей еще и возникает полуосознанное чувство благодарности за такой интерес к ним.
Полная "свобода" выбора. В этом случае выбор предоставляется, но в форме перечисления, и нужный выделяется, акцентируется - интонацией, расположением, мимикой, и т. д. Прием основан на реальном факте, известном в психологии - человеку, как правило, запоминаются первая и последняя фраза.
Пример:
- Конечно, пылесосить здесь ковер можно и час, и два, но обычно хватает и пяти минут.
В заключение следует особо подчеркнуть, что в сравнении с наводимым трансом или методиками НЛП манипуляция всегда намного проще, но в очень многих случаях работает она совершенно безотказно; многое тут зависит от конечной цели.
С другой стороны, не меньшую роль играет творческий подход манипулятора и его умение.
Выше были перечислены наиболее действенные стратегии - в самом общем виде, разумеется. Но манипуляция однозначно требует от манипулятора творчества, механическое действие даже по самому проверенному способу заведомо не принесет успеха.
Реклама:
|