Философия гипноза
Буквально на глазах одного поколения произошли кардинальные изменения формировавшейся в течение столетий системы передачи и организации информации, основанной на письме и чтении.
Современные средства массовой информации основное внимание уделяют иллюстративности, благо возможности их здесь поистине безграничны. Главным источником получения информации становится экран - и маленькие дети, и студенты ВУЗов сегодня гораздо более охотно черпают знания из компьютерных программ, Интернета и телепередач, нежели из книг.
Развитие и прогресс - вещи неизбежные, их нельзя остановить или взять под контроль.
Так что означает тенденция, при которой главенствует образ? Она означает резкую деградацию такой формы воздействия на человека, как убеждение с помощью рациональных аргументов, понятий и фактов.
Чтобы разобраться, какие негативные последствия мы вправе ждать, необходимо понять, как устроена новая система коммуникации и чем она отличается от прежней.
Человек в рамках письменной культуры воспитывается как наделенное сознанием и разумом существо, за счет силы интеллекта. Переход к аудиовизуальной форме коммуникаций явно меняет это сложившееся представление в том плане, что культивируются по большей части не интеллектуальные, а иные способности человека. На первое место выходит то, каким образом и насколько успешно человек способен ориентироваться в образах. Меняется одна из главных установок (о чем шла речь чуть выше) - она не эффективна более в новых условиях.
В контексте же нашей темы, чтобы не слишком далеко забираться в "дебри" антропологической философии, можно сделать одно важное заключение, а именно: если книга учит думать (понятия, факты, и т. д.), то экран предпочитает манипулировать (образы). Таким образом, манипуляция логично выдвигается в сознании (или подсознании) на первое место как способ взаимодействия с окружающим миром.
Вполне возможно, что этот краткий экскурс в философию поможет читателю сделать собственные выводы о том, почему гипноз - столь популярная нынче тема. Что до манипуляции - так совсем не удивительно, что полки магазинов ломятся от бесчисленных переизданий Дейла Карнеги.
Реклама:
|